R U S S I A N - O N L I N E - B O D Y B U I L D I N G - M A G A Z I N E - N E W   H E R C U L E S

Вступление | Рубрики??? | Новости сайта | Авторы | Новости спорта | Методика тренинга | Турниры и конкурсы | Интервью | Питание и фармакалогия | Скандалы и споры | Школа "Герулеса" | Галерея "Геркулеса" | Люди | История | Разное | Конференция | Гостевая книга | Написать письмо |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА:
Домашний тренажер | Народная физкультура | Для начала - окрепнуть! |

Данила ДУБШИН
НАРОДНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Наверное вы знаете, что в школе уроки физической культуры именуют пренебрежительным словцом "физра". "Пойдешь на "физру?" - Не-а, лучше в "футболян" погоняем". Абсурдный диалог? Нет. Действительно трудно гореть желанием посещать уроки предмета, который и называется-то так противно: "физра".
Как же так случилось, что немногие часы отведенные в школе на совершенствование тела превратились в необязательный, нудный и обременительный как для педагогов, так и для учеников довесок к "настоящим" предметам - гуманитарным и точным наукам? Осмелюсь предположить, что иначе произойти и не могло, ибо сам стиль, смысл и методика преподавания физкультуры в школе отвращают от нее большинство ребят и девчонок.
Самый грустный парадокс заключается в том, что в той жизни, к которой готовит детей школа, им, зачастую, совершенно не надобятся те знания, которые они так напряженно приобретали за партами. Не многим шибко пригодились познания в химии, алгебре, мало кто смог постичь иностранный язык или научился петь в рамках школьной программы. Однако спрос по всем этим дисциплинам велик. Между тем, отсутствие физической культуры дает о себе знать уже через четыре-пять лет после окончания школы. Еще более жесткий по сравнению со школой ритм обучения в институте или нагрузки производства делают свое дело и… Большинство хронических болячек, мучающих нас всю жизнь, мы приобретаем еще в юности; старательно закладываем основы своих недугов, хотя могли бы заниматься прямо противоположным - созиданием фундамента телесного здоровья и долголетия.
Вспомним, как строится физвоспитание в школе. В начале года школьники дружно сдают школьные нормативы. Это бег, различного рода прыжки, гимнастические элементы. Причем, как правило, сдача нормативов затягивается у класса на месяц-полтора, против отведенных на нее одного-двух уроков. Хотя редко у кого зачет не принимается, но то этот не пришел, то у того "освобождение", так и тянется волынка.
Затем в течение года идет "учебный процесс", и по физкультуре, между прочим, тоже. За год учебы дети должны научиться быстрее бегать, дальше прыгать, больше подтягиваться и т.д. И вот наступает конец года. И снова нужно сдавать нормативы, демонстрируя свои спортивные успехи. Но чудо! После года занятий ученики, как правило показывают результаты худшие по сравнению с началом года.
Изнанку это "чудо" имеет простую. За три месяца летних каникул дети успевают вволю отдохнуть, передраться, набегаться, набеситься (тем более, что многие уезжают на природу - на дачу и в деревни). К первому сентября ребята приходят в неплохой физической форме. При сдаче осенних нормативов их тела выплескивают энергию, накопленную за лето. А дальше - дальше за время учебного года, проведенного в согбенном виде за учебниками и телевизором, они полностью теряют контакт со своим телом, со своими детскими мышцами и сухожилиями. И никакая "физра" не спасает от гиподинамии.
Очень важную роль тут играет личность учителя физической культуры, или "физрука" по-школьному. Стать "физруком" проще простого. Это как бы профессия для тех, кто ничего не умеет. Я учился во многих школах, и помню, что в каждой школе был по крайней мере один физрук (обычно их несколько) - толстый дядя в спортивном костюме, на пузе у дяди болтается свисток, в который он умеет громко и резко свистеть, в чем его преподавание физкультуры, собственно, и заключается. Чему он может научить? Вопрос риторический.
Есть и другие физкультурники - настоящие подвижники (простите за невольный каламбур), с горящими глазами объясняющие детям, что жизнь - это на самом деле движение, готовые сами первыми выполнить эти злосчастные нормативы, а то и показать ребятам какой-нибудь потрясающий спортивный трюк. Как правило, эти люди сами спортсмены. Но увы, таких, как показывает опыт, немного.
Не следует забывать и о том, что физическая культура - один из немногих предметов, традиционно преподаваемых мужчинами (хотя я знаю и прекрасных учителей физкультуры - женщин). Это особенно важно, ибо подтянутый, интеллигентный (да-да в понятие подлинной спортивности входит и интеллигентность, в лучшем значении этого слова), способный многое продемонстрировать на личном примере учитель может послужить ролевой моделью для мальчиков и сформировать образ настоящего мужчины у девочек. А ведь сколько у нас неполных семей без отцов, или семей с запойными, вульгарными родителями! Именно мужчина-учитель должен стать авторитетом и защитником для таких детей, именно он должен привить им вкус к справедливой силе. К сожалению, в сознании многих из нас - родителей или собирающихся стать таковыми, живет пренебрежительное отношение к культу телесного совершенства. Мы считаем само собой разумеющимся приоритет духовного над физическим, и в мыслях не допуская, что это грубое "физическое" не только может, но и должно быть в тонкой гармонии с этим подчас весьма смутно понимаемым "духовным". Отсюда и поговорочки типа: "Были у отца три сына, двое умных, а третий - спортсмен". Для меня такой образ мыслей - один из самых отвратительных вариантов обывательщины и косности. Спорт превозносили и практиковали величайшие сыны человечества. От философа и борца Платона и поражавшего однополчан в годы крымской войны недюжинной силой Льва Толстого до Юрия Власова и Никиты Михалкова.
Беда с физическим воспитанием волнует умы самого высшего калибра. Вот что говорит по этому поводу хирург-легенда, академик Николай Михайлович АМОСОВ:

"Физкультура у нас в загоне, а школьная физкультура - это величайшее безобразие! Одна из причин, почему я в последний раз пошел в Верховный Совет, - желание усовершенствовать школьную физкультуру. Но я ничего сделать не смог. Необходимо заниматься физкультурой хотя бы час в день, тогда дети были бы здоровы. А сегодня половина призывников - "бракованные"!" ("АиФ"№30/98).
Какой же горечью проникнуты слова этого удивительного старика! А ведь его энергии и силе разума (это в 85-то лет!) могут позавидовать многие вдвое более молодые. Об этом же говорит и Юрий Петрович ВЛАСОВ:
"Это очевидно, не надо цифр и выкладок: люди остро страдают от недостатка физической тренированности. Физическое воспитание в школе не дает эффекта. По существу оно отсутствует, его как бы нет. Школы с современными тренажерами, бассейнами, душевыми являются покуда редчайшими исключениями. Тут не следует обольщаться: одной игрой в мяч на школьном дворе (если такой еще имеется) или разминкой в школьных коридорах ("руки в стороны, теперь присесть…") детей не воспитаешь здоровыми. В той же степени это касается и самой школьной программы - в деле физического воспитания она, пожалуй, отстает от требований времени на добрые полвека. Стране недостает средств на подлинно народный, не показной, не вывесочный спорт и физическую культуру. Нужны залы, оборудование, кадры специалистов. Для подавляющего количества людей большой спорт - это всего лишь грандиозное шоу, спектакль силы, выносливости, мужества, но все же только спектакль, развлечение у телевизора или за чтением спортивного раздела в газетах.
Это тоже очевидно: ради здоровья общества в целом большой спорт должен потесниться. Слишком неравные ценности по разные стороны весов. Это не преувеличение. Ныне школы, да и вся страна (одно с другим связано неразрывно) переживают глубокий кризис: ниже падение в физическом воспитании уже невозможно, дальше - вырождение".
Власов не сгущает краски. Откройте газеты - трем четвертям юношей призывного возраста медкомиссии ставят диагноз: "дефицит общей массы тела". Это значит - дистрофия, отсутствие мышц. Это в свою очередь означает резкое снижение сопротивляемости болезням, ослабленную выносливость, неспособность к полноценному труду. Прибавьте к этому, что все подростки выпивают, и каждый третий пробовал наркотики. Картина рисуется просто чудовищная. А если вспомнить о загаженной до предела окружающей среде, да о том, что подавляющее большинство россиян живет в условиях катастрофического безденежья? Где уж тут ждать, что рождаемость превысит смертность, что убыль населения России, прогрессирующая жуткими темпами последние десять лет, прекратиться. Где уж удивляться, что средняя продолжительность жизни русского мужика составляет менее шестидесяти лет?
Вопросы, горькие вопросы… Одним из ответов на них может послужить создание подлинно массового движения к здоровью в стране. Движения, которое можно будет назвать "Народная физкультура". К делу пропаганды физической активности необходимо привлечь большое число спортсменов, людей наделенных в равной мере талантом и честолюбием. Если обратиться к удачному опыту других, то хочу напомнить о заслугах на этом поприще Арнольда Шварценеггера. В 1990 году Арнольд стал Председателем Президентского Совета по физической культуре в администрации Джорджа Буша. Фактически министром спорта США.
На этом посту он добился очень многого. В своем первом выступлении он заявил: "Около 55 процентов девочек от шести до семнадцати лет и 25 процентов мальчиков от шести до двенадцати лет не могут подтянуться.
Когда я рос в Австрии, все школьники ежедневно один час занимались физической подготовкой. Один философ как-то сказал: "Пусть мир станет лучше, и пусть это начнется с меня". Подумайте об этом. Отношение каждого из нас должно помочь всем юным стать физически здоровее. Если ребенок растет в семье, где толстая мать, толстый отец, и все они сидят перед телевизором и просто жуют гамбургеры и жареную картошку, этот ребенок вырастет и будет делать тоже самое".
Он объехал все 50 штатов Америки и везде сам показывал, что значит хорошо развитое сильное тело. В мае 1990 года он устроил удивительную акцию под названием "Великая американская разминка". По всей стране люди синхронно выполняли упражнения, даже в Вашингтоне на южной лужайке Белого дома разминали свои мышцы большие и знаменитые дяди и тети во главе с самим Президентом. Он произвел реформу школьного преподавания физкультуры - отныне каждый ребенок может сам выбирать, каким видом физической активности ему заниматься. Захочет - будет бегать, захочет - будет плавать в бассейне или тренироваться с гантелями. Естественно, все эти занятия проходят под контролем учителя-тренера. Так же Арнольд подчеркивает большую социальную роль массового спорта. Вот что он сказал в интервью журналу "Black Belt":
"Я очень непреклонен относительно того, что я теперь делаю. Мы начали кое-что в Лос-Анджелесе , назвав это Inner-City Games. Inner-City Games - спортивные соревнования для городских детей, которые не могут себе позволить записаться в платную секцию. Inner-City Games огромны - это более 100 000 тысяч детей в одном Лос-Анджелесе. Теперь мы организовали это в пяти других городах, а в следующем году планируем охватить еще пять. Это быстро развивающаяся вещь.
- Какие выгоды ИСГ предлагает неимущей молодежи?
- Это просто дает этим детям шанс. Если им нечего делать, они шатаются по улицам. Там они продают наркотики и занимаются другой ерундой вроде этого. ИСГ дает им шанс заняться спортом. Это - движитель, чтобы вернуть их назад и помочь им стать конструктивной частью общества скорее, чем разрушительной частью общества".
Все верно. Единственное горькое отличие - наши дети в основном страдают не от ожирения, как юные американцы, но от дистрофии.
У меня и ряда моих единомышленников есть ряд конкретных разработок, позволяющих внести значительные улучшения в систему школьного физвоспитания. Поделюсь хотя бы некоторыми из соображений. Многие родители (особенно это касается "гуманитарных" семей) боятся подвергать своих чад физическим нагрузкам, полагая, что юные гуманитарии слишком нежны и ранимы для таких "грубых" занятий как спорт и физкультура. Они так же часто полагают, что физические упражнения притупляют чувственное восприятие мира (помните презрительное: "…а третий сын - спортсмен"). Не могу отчасти не согласиться с этим. Да, когда жизнь проходит под знаком постоянного улучшения навыков прыгания или битья груши, это в определенной степени отупляет. Для того, чтобы этого не происходило, необходимо сделать физкультуру подлинно культурной дисциплиной, соединив в рамках школьного курса практические занятия (с возможностью выбора вида спорта) с курсом истории Олимпиад, истории русского спорта (автор этих строк специализируется на изучении русского атлетизма, и, право, какие яркие и интереснейшие личности составляют историю его. Как интересно можно об этом рассказывать детям!), с уроками эстетического восприятия телесного совершенства. Человеческую анатомию, изучением которой занимаются весь год в шестом классе, тоже можно объединить с уроками физкультуры - выиграют от этого обе дисциплины. Представляете, как здорово, рассказывая о мышцах человеческого тела, привести в класс культуриста, который тут же их и продемонстрирует, а потом и даст серьезные советы ребятам, как стать крепче. Какое это произведет впечатление на детей! А насколько познавательнее станет учебный материал если объяснять ребенку систему кровообращения или опроно-двигательный аппарат в спортивном зале, где он сам сможет почувствовать как его движения зависят от того, что происходит у него внутри.
Есть еще совершенно заброшенная тема внешкольной, уличной физкультуры. В этой области у нас тоже имеются совершенно конкретные предложения. "Народную физкультуру" надо поднимать. Дело теперь за поддержкой Государства.
В заключение хочу напомнить слова Тацита из "Разговора об ораторах": "Не быть больным - этого еще мало: мне по душе человек крепкий, веселый, бодрый; не далеко ушел от слабосилия тот, в ком хвалят лишь его здоровье".


Вступление | Рубрики??? | Новости сайта | Авторы | Новости спорта | Методика тренинга | Турниры и конкурсы | Интервью | Питание и фармакалогия | Скандалы и споры | Школа "Герулеса" | Галерея "Геркулеса" | Люди | История | Разное | Конференция | Гостевая книга | Написать письмо |